Психологи говорят, что кризис трех лет (самый первый в жизни каждого человека) затрагивает не только самого ребенка, но и его мать. Малой уже не такой беспомощный, каким был совсем недавно (уже сам ест, одевается, включает компьютер и звонит папе с мобильного ).
А его мама в этот момент уже немного приходит в себя после памперсов и ночного плача. И с ужасом понимает, что совсем себя запустила (и не только внешне). Хочется наконец-то заняться собой, пообщаться со взрослыми людьми, выйти обратно на работу или хотя бы вспомнить заброшенное на три года хобби.
Но не тут-то было! Трехлетний ребенок (несмотря на свою относительную самостоятельность) теперь требует к себе ЕЩЕ БОЛЬШЕГО ВНИМАНИЯ. Энергия из него бьет ключом, жажда общения зашкаливает, сотни вопросов рождаются в голове ежесекундно… А вот у мамы, как назло, энтузиазма к этому времени уже остается гораздо меньше, чем год назад…
Как-то раз гуляли мы с Таней и Ромой на детской площадке. И она вдруг обратила мое внимание на интересную закономерность. Молодые мамы с детишками 1-2 лет носились вокруг своих сокровищ как Карлсон вокруг тарелки с тефтельками – на чистом позитиве, бодро и энергично. А вот мамочки с детками постарше сводили общение с чадами к минимуму по принципу «Делай, что хочешь, только меня сильно не напрягай »
Вот как раз в это критическое и для ребенка, и для мамы время психологи и советуют отдавать детей в детский сад. Там малой и наобщается от души, и «новыми знакомствами» обзаведется, и в свежие игры поиграет, и обстановку сменит. А его мама получит, наконец, долгожданную передышку, чтобы чуть-чуть перевести дух и развивать и воспитывать ребенка по вечерам и выходным с удвоенным энтузиазмом
Как готовили ребенка к детскому саду мы?
Таня подошла к вопросу серьезно. Придирчиво выбрала садик заранее, дождалась своей очереди и даже пару раз поиграла с малым на территории. Морально она настраивала Ромку в таком ключе, что, дескать «все должны ходить на работу, а детский сад – это и есть твоя первая работа. Папа ездит в офис, ты будешь ходить в садик,а я смогу поработать за компьютером в это время. Мы все вместе целый день хорошенько потрудимся, а потом на выходных будем отдыхать и поедем в планетарий смотреть мультик на потолке». Вот, как-то так примерно
Каюсь, я сначала вообще не поняла, зачем в принципе нужны были все эти «танцы с бубном».
«Чего проще?» – недоумевала я. — «Выбрал садик, договорился с заведующей, забил очередь, «забросил» ребенка в группу в первый день – и все, гуляй себе спокойно». Но потом я залезла в Сеть и поняла, что моя Таня пошла в плане моральной подготовки малого даже не самым сложным путем
Оказывается, детский сад – это сильнейший стресс для маленького ребенка. И к этому стрессу его действительно нужно готовить заранее, тщательно прорабатывая «легенду».
Условно все способы моральной подготовки ребенка к детскому саду я разделила на несколько вариантов (в зависимости от особенностей восприятия им информации).
Логический способ
С ребенком разговаривают как со взрослым и здравомыслящим товарищем. По такому пути пошла Таня – малой у нее как раз из тех, кто не успокоится, пока не получит КОНКРЕТНЫЙ ответ на КОНКРЕТНЫЙ вопрос.
Напираем на то, что каждый человек – и большой, и маленький – должен ходить на работу (кто-то в школу учиться, кто-то в офис бумажки перебирать, кто-то в магазин хлебушек продавать).
Нюансы:
- Разговор об этом нужно начинать, понятное дело, загодя — гораздо раньше первого дня в детском саду. Заранее поднимаем вопрос о важности любой профессии в том ключе, что «работают все» и«там не фигней страдают, а денежки зарабатывают».
- Приучаем к мысли, что у мамы и папы есть часть дня, в течение которого они занимаются своими делами. Вырабатываем к этому правильное отношение: дескать, ничего страшного тут нет, и истеричить не из-за чего.Например, машем папе из окна рукой с веселой улыбкой и пояснением: «Папа пошел на работу, а мы ему приготовим что-нибудь вкусненькое – вот он обрадуется вечером!» Почаще нужно показывать малому примеры того, что «ходить на работу» полезно, важно, интересно – в общем, здорово.
- Обязательно объясняем ребенку будущий распорядок дня в саду (киндеров с логическим типом мышления больше всего пугает именно неизвестность). «В садике будешь утром кушать, потом гулять с детками на улице, днем играть в разные игры, потом спать и т.д.»
Эмоциональный способ
Суть эмоционального способа в том, что еще задолго до первого дня в садике нужно делать акцент на том, КАК ЭТО КЛАССНО. Короче, действовать примерно также, как хороший торговый агент, расхваливающий свой супер-пылесос на все лады.
Нюансы:
- Задолго до «поступления» в детсад проходим мимо него и акцентируем внимание на позитиве: «Смотри как деткам весело, какие у них игрушки. Скоро и ты пойдешь в садик, и тоже будешь так играть». Короче, основная мысль: ПОВЕЗЛО ЖЕ ТЕБЕ, ДРУЖИЩЕ – в садик пойдешь скоро!
- Подключаем к мотивации людей, которым ребенок доверяет. Вслух при малом говорим с гордостью, что он уже большой и совсем скоро пойдет в садик. При адекватной реакции со стороны взрослых, дите реально станет гордиться собой и ждать этого момента с радостью, а не опаской.
- Ненавязчиво подчеркиваем положительные моменты детсада — много новых игрушек, занятия музыкой и рисованием, куча деток (в зависимости то того, чем малого можно соблазнить).
- Готовимся к первому дню как к празднику – печем любимый тортик, нарядно одеваем «первоклашку» и т.д.
Адаптационный способ
Суть в том, чтобы подготовить ребенка к детскому саду не с помощью голых эмоций, а реальной перестройкой обычного дня дома «под садик». Способ подходит детям, которые плохо воспринимают смену обстановки (обычно такие детки отличаются стеснительностью и боязливостью).
Нюансы:
- Узнаем будущий распорядок дня в садике, а дома по чуть-чуть перекраиваем свой привычный режим под детсадовский. Это касается времени «кормежки» и дневного сна, игр и творческих занятий и т.д.
- Почаще ходим в гости и активно знакомимся на детской площадке. Цель ясна – нужно, чтобы ребенок спокойно себя чувствовал не только «в родных стенах» и попутно учился «работать в команде». Отлично, если на площадке удастся заранее познакомиться с двумя-тремя будущими «одногруппниками» (это вполне реально, учитывая, что детей обычно стараются отдавать в садик поближе к дому).
- До автоматизма отрабатываем элементарные навыки самообслуживания (таким деткам тяжело попросить о помощи – доверяют они только избранным). Но сразу же и тактично готовим к общению в коллективе (объясняем, в каких случаях нужно позвать воспитательницу, а когда придется подождать своей очереди и т.д.)
Конечно, на тему детского сада можно еще писать и писать:«Как помочь малому адаптироваться в новых условиях», «Как решать первые детские конфликты», «По каким признакам выбрать садик», «Что делать, если у ребенка постоянно отнимают игрушки?» и еще много чего интересного.
Поэтому обещаем, что вернемся к детсадовской теме на блоге еще не раз!
А пока очень ждем Ваших рассказов о том, как Вы в свое время морально готовили свое чадо к детскому саду. Интересно же, как другие родители выкручивались из той же ситуации.