На тему поста меня натолкнул случайно подслушанный в маршрутке разговор двух молодых мам. «Водила Олежку к детскому психологу. Та сказала, что это ненормально…».
Выяснилось, что речь шла всего-навсего о том, что ребенок (из контекста, лет пяти-шести) вообще не играет с детьми-ровесниками – только со взрослыми.
«Неужели с ТАКИМ нужно бежать к психологу?» — удивилась я тогда. И, конечно же, придя домой, перелопатила кучу материала на тему «возрастной дружбы». При этом ориентироваться старалась на блоги и форумы практикующих психологов.
Как обычно, результатами своего «исследования» я была сражена наповал. Возраст друзей малыша действительно имеет значение! И может многое рассказать и о характере ребенка, и о его страхах и проблемах, и даже… о его родителях. Кстати, кое-что я по ходу вспомнила и из личного опыта
В общем, вот что у меня получилось в итоге.
Обычно ребенок дружит и играет с детьми ОДНОЙ возрастной категории: с младшими, старшими, сверстниками или взрослыми.
Дружит со всеми
Но иногда встречаются «универсалы», которые легко находят общий язык со всеми без исключения: от мала до велика. Кстати, это говорит о том, что такие дети наделены так называемым «социальным интеллектом» (редкой способностью интуитивно понимать окружающих).
Дети, которые со всеми легко находят общий язык, обладают высоким «социальным интеллектом»
И еще мама такого ребенка может «выдохнуть»: у малыша наверняка нет серьезных внутренних конфликтов и комплексов. Он доверяет людям, позитивно настроен и уверен в себе. В общем, душа любой компании и всеобщий любимец лет эдак через 10-15?
Дружит с ровесниками
Однако чаще всего ребенок все-таки предпочитает общаться со своими ровесниками. Это не плохо и не хорошо – просто уровень малыша (интеллект, знания, умения) приблизительно соответствует его возрастной группе.
Понятно, что первый и второй вариант дружбы вкладываются в некое условное понятие «нормы». Так что подробно останавливаться на них я сейчас не буду. Согласитесь, гораздо интереснее разобрать ситуации нестандартные…
Дружит со старшими
Случается, что дети тянутся исключительно к старшим по возрасту: и на детской площадке, и во дворе, и чуть позже — в школе. Причин такого странного выбора друзей может быть несколько.
-
- «Умен не по годам»
Самая лестная для родителей версия: ребенок в своем интеллектуальном развитии хоть на чуть-чуть, но опережает своих ровесников. Играть со сверстниками ему элементарно скучно и неинтересно, хочется чего-то более сложного и «продвинутого».
-
- «Хочу все знать»
У такого малыша необычайно сильно обострена «тяга к знаниям». Он интуитивно тянется к тем, кто реально может научить его чему-то новому. Ребенок выбираетдрузей по принципу: «Какой мне толк от сверстников, которые знают и умеют то же, что и я»?
-
- «Маленьким нужно уступать!»
Такой карапуз просто не умеет (или, скорее, не хочет) выстраивать «равноценные» отношения с ровесниками. Старшие обычно относятся к «мелюзге» снисходительно: поддаются им в играх, не отбирают игрушки, не навязывают своих правил.
Другими словами, малышу комфортнее «дружить» с теми, кто простит ему детский эгоизм и капризы. Кстати, чаще всего так получается потому, что единственного ребенка в семье с детства воспитывали как «маленького принца».
Дружит с младшими
Бывает, что ребенок с явным удовольствием и энтузиазмом часами возиться именно с «малышней». Думаю, каждый из нас вспомнит приятеля из детства, который был старше всей честной компании на пару-тройку лет.
-
- «Будущий учитель»
Ученые доказали, что умение преподавать – такой же «талант от Бога», как и музыкальный слух или способности к рисованию. «Прирожденному преподу» с раннего детства нравится делиться своими знаниями с другими. Он умеет интересно и понятно подать информацию, он терпелив и настойчив и, как правило, любит людей в принципе.
Кроме того, такой человек зачастую обладает редкой способностью «считывать» эмоции собеседника без слов (эмпатией).
-
- «Кто похвалит меня лучше всех…»
Понятно, что в дошкольном возрасте даже пара-тройка лет – это колоссальная разница в возрасте. Поэтому случается так, что предпочитая игру с младшими, ребенок элементарно самоутверждаетсяза их счет. Проще говоря, чувствует себя более умным, сильным, храбрым и… нужным.
Честно говоря, это достаточно тревожный сигнал для папы с мамой. Вполне вероятно, что по каким-то причинам ребенок не чувствует себя «полноценным» в общении с ровесниками. И вместо того, чтобы как-то решать эту проблему, интуитивно выбирает путь «наименьшего сопротивления».
Кстати, дружба с маленькими может быть еще и попыткой компенсировать недостаток внимания в семье(слишком строгий папа или сутками работающая мама). А еще встречаются родители, которые чаще говорят: «Опять ты чай разлил, неряха!», чем: «Какой ты молодец – оделся сам за пять минут!»
Вот и приходится такому малышу искать свою порцию комплиментов «на стороне». Ведь малышня обычно смотрит на старших товарищей как на волшебников: с немым обожанием и без малейшего намека на критику.
Дружит со взрослыми
-
- «Я так привык»
Ситуация характерна для семьи, в которой растет один ребенок с острым «дефицитом» детского общения (в гости приходят только взрослые дяди и тети, воспитывают мама-бабушка-няня, детский сад не посещается).
Такие детки просто НЕ УМЕЮТ играть с другими детьми. Только потому, что крайне редко делали это в принципе. Или разок-другой пытались, но что-то пошло не так – и ребенок просто «забил».
Но ведь даже самая примитивная игра – это все равно живое общение, которое не заменишь ничем другим. Делясь (или дерясь) за свои игрушки, придумывая роли и сюжеты, помогая или мешая друг другу, карапузы учатся вести себя «в обществе».
Детские забавы всегда спонтанны и непредсказуемы. А вот взрослые обычно играют четко по правилам, поддаются и легко придумывают сценарий следующей игры. Ребенку остается либо подчиниться, либо отказаться – самому напрягаться в общем-то уже необязательно.
Чего абсолютно нет в играх со взрослыми? Духа соперничества! Ведь мама трехлетнему сыну не конкурент…
Плохо, что такая «идиллия» продлится ровно до первого дня школы. Куда в любом случае придется идти даже самому «домашнему» ребенку… И вот там, вполне вероятно, у ребенка возникнут проблемы с тем, чтобы «вписаться» в непривычную для себя детскую среду. Как звучит, а? Почти, как «проникнуть во вражеский стан»?
-
- «Мне так интереснее»
У такие деток обычно отлично развито воображение, они рано начинают читать и могут похвастаться большим словарным запасом. Общаются со взрослыми практически на равных, не признают сюсюканья и слов из детского лексикона и обычно не очень жалуют подвижные и шумные игры. В общем, такие себе «маленькие старички».
Все это постепенно приводит к выпадению «ботаника» из детского окружения. Ведь пазлы, загадки, чтение, логические игры, головоломки – всем этим можно заниматься либо со взрослыми, либо в одиночестве…
Наверное, именно к этому типу, относилась в детстве и я сама. Кстати, ничего смертельного со мной во взрослой жизни, в принципе, не произошло. Правда, более-менее нормально общаться с ровесниками я начала примерно в старших классах школы. А до этого просто «жила на своей волне», регулярно пересекаясь лишь с двумя-тремя подружками.
Как Вы думаете, а к какому типу относится Ваш ребенок? Есть ли что-то во всех этих научных классификациях? Или это просто очередной «бред по Фрейду» и не стоит вообще заморачиваться по поводу «возрастной дружбы»?